В начале года школе проводятся две диагностики: стартовая и входная. Их цели разные. Стартовую диагностику проводят, чтобы определить готовность школьников к обучению на новом уровне образования и в первый год изучения предмета на уровне ООО. Входную диагностику проводят, чтобы проверить качество знаний школьников на начало года.
Цель стартовой диагностики – оценить готовность ребенка к обучению на новом уровне общего образования и изучению конкретного предмета (п. 19.36 ФОП НОО, п. 18.26 ФОП ООО, п. 18.26 ФОП СОО). Результаты диагностики станут основой и точкой отсчета для оценки динамики образовательных достижений учеников в процессе освоения ООП.
В начале 1-го класса оценивается, насколько у детей сформировались предпосылки к учебной деятельности, готовы ли они овладеть чтением, грамотой и счетом (п. 19.36.1 ФОП НОО). В 5-ом и 10-ом классах оценивается структура мотивации школьника, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе работы с информацией, знаково-символическими средствами, умениями производить ключевые логические операции (п. 18.26.2 ФОП ООО, п. 18.26.2 ФОП СОО).
Результаты стартовой диагностики учитываются в качестве мониторинга и дополнительной отметки в журнал успеваемости для мотивации учеников.
Входной контроль знаний обучающихся является частью внутришкольного контроля и предназначен для определения уровня готовности каждого ученика и класса в целом к дальнейшему обучению, а также для выявления типичных пробелов в знаниях обучающихся с целью организации работы по ликвидации этих пробелов.
Одновременно входной контроль выполняет функцию первичного среза обученности и качества знаний учащихся класса по предмету и определения перспектив дальнейшего обучения каждого ученика и класса в целом с целью сопоставления этих результатов с предшествующими и последующими показателями и выявления результативности работы учителя с классом.
Являясь составной частью педагогического мониторинга качества образования, входной контроль в сочетании с другими формами контроля, которые организуются в течение учебного года (административные, городские контрольные работы), обеспечивает объективную оценку качества работы каждого учителя независимо от контингента учащихся и их предшествующей подготовки, т. к. результаты каждого ученика и класса в целом сравниваются с их собственными предшествующими показателями. Таким образом, входной контроль играет роль нулевой отметки для последующего определения вклада учителя в процесс обучения.